Ориентиры повышения конкурентоспособности телекоммуникационных компаний
Сейчас для телекоммуникационных компаний, повышение их конкурентоспособности считается необходимым условием для длительного существования на рынке и приумножения эффективности деятельности по сравнению с предыдущими периодами.
Конкурентоспособность телекоммуникационного предприятия это интегрированный показатель, соответственно и подход к определению ориентиров ее повышение должно опираться на комплексную концепцию. В то же время, такая комплексная концепция не может быть тождественной для всех телекоммуникационных компаний.
Она должна строиться в зависимости от влияния внешней среды, конкурентного потенциала, стратегических задач, индивидуальной специфики деятельности предприятия
И включать в себя различные составляющие:
– организационные,
– управленческие,
– коммуникационные,
– технологические,
– маркетинговые,
– финансовые, что в свою очередь требует осуществления глубоких исследований.
Сейчас бизнес телекоммуникационных компаний становится все более сложным, неоднозначным и динамичным. Такие факторы как новые технологии, персонал, информация, капитал, организационный дизайн, коммуникации быстро меняются вызывая формирование новых телекоммуникационных рынков. Для повышения конкурентоспособности телекоммуникационных предприятий существенно влияет рыночное окружение, в котором функционирует предприятие, а также его особенности.
По указанным условиям, телекоммуникационные компании обязаны постоянно разрабатывать и применять адекватные конкурентные стратегии, чтобы занять устойчивую конкурентную позицию на рынке. Требование конкурентной среды – всегда соблюдать требования технического, технологического, информационного прогресса и быстро изменяться в соответствии постоянно меняющимся условиям.
Существующие в научных публикациях подходы к определению ориентиров повышения конкурентоспособности обусловленные разнообразием подходов к трактовке ее сущности и оценки.
Так, обосновывая, что ключевым фактором повышения конкурентоспособности предприятия является эффективное использование собственных и привлеченных активов.
Значительное количество исследователей выделяет следующие подходы к формированию ориентиров повышения конкурентоспособности:
– концепция всеобщего управления качеством TQM;
– концепция кайдзен;
– бенчмаркинг;
– ресурсная концепция.
В зависимости от ситуации в отрасли, каждое предприятие определяет для себя направления повышения конкурентоспособности, инструменты и соответствующую конкурентную стратегию. Следовательно, сущность определения ориентиров, повышения конкурентоспособности телекоммуникационных компаний заключается в изменении факторных показателей конкурентоспособности.
Ориентирами повышения конкурентоспособности телекоммуникационных предприятий целесообразно определить:
– формирование портфеля стратегических альтернатив и ориентиров повышения конкурентоспособности предприятия;
– выбор конкурентных стратегий развития;
– разработка конкурентной политики предприятия;
– совершенствование системы управления персоналом предприятия, основанная на системе внутреннего маркетинга;
– обеспечение конкурентоспособности услуг и продукции предприятия;
– комплексный подход к диверсификации и планирования деятельности;
– трансформация конкурентного поведения предприятия в соответствии с клиентоориентированного подхода;
– оптимизация системы учетно-аналитического и информационного обеспечения;
– меры по приумножению конкурентных преимуществ;
– укрепление конкурентного потенциала предприятия, особенно компетентностной составляющей;
– гармонизация финансового обеспечения на основе мультиканального подхода;
– совершенствование маркетинговой и коммуникационной деятельности предприятия;
– развитие сетей телефонной связи, транспортных телекоммуникационных сетей, сетей передачи данных;
– научное обеспечение эффективного использования радиочастотного ресурса;
– внедрение инноваций, техническое и технологическое обновление предприятия.
Акцентируем, что эти направления определяются для каждого телекоммуникационного предприятия индивидуально в зависимости от конкурентной позиции, уровня конкурентного потенциала, конкурентного поведения и стратегии, конкурентной среды и тому подобное.
Использование предложенных ориентиров повышения конкурентоспособности телекоммуникационных предприятий позволяет достичь единства действий всех составляющих и цепей бизнес-процессов предусматривающий гармонизацию структурных и организационных преобразований, внедрение эффективной системы управления конкурентоспособностью с учетом клиентоориентированной ценностно- компетентностной инновационной направленности и вызовов и запросов настоящего, реструктуризацию коммуникационных каналов, трансформацию конкурентной политики, укрепление конкурирующего потенциала и др.