Экономическая дипломатия в сфере торгово экономического и инвестиционного сотрудничества

Экономическая дипломатия в сфере торгово экономического и инвестиционного сотрудничества

Экономическая дипломатия в сфере торгово экономического и инвестиционного сотрудничества

Экономическая дипломатия в сфере торгово экономического и инвестиционного сотрудничества

В статье систематизированы формы и методы работы экономических подразделений посольств и других субъектов экономической дипломатии в условиях интеграции в систему мирового хозяйства, рассмотрено их содержание, особенности применения, сформулированы рекомендации по организационному обеспечению и использования. Приведен перечень форм и методов работы в экономической дипломатии как объектов аналитической оценки.

В условиях активизации глобализационных процессов и интеграции в систему мирового хозяйства возрастает значимость требований к обеспечению и отстаивания национальных интересов на международных рынках. Участие в международных организациях и других экономических формирование не ослабляет конкуренции, а лишь порождает новые ее проявления. В связи с этим особое значение в международных и межгосударственных экономических отношениях приобретает экономическая дипломатия. Ее новую роль подчеркивают на высших уровнях государственного руководства и в Европейском Союзе, и в странах СНГ. В экономической дипломатии как особой деятельности, направленной на отстаивание национальных экономических интересов, обеспечение конкурентных преимуществ и создание благоприятных условий во внешнеэкономической деятельности для отечественной экономики, особое место принадлежит выбора необходимых форм и методов работы.

От них в значительной степени зависит уровень эффективности экспортно-импортных операций, привлечения необходимых инвестиционных вложений, развитие международной кооперации

Наконец правильно выбранные и оптимально использованы соответствующие формы и методы работы дипломатических представительств в экономической сфере является существенным основанием полноты выполнения поставленных перед страной задач и достижения ее стратегических целей. Одновременно формы и методы работы в экономической дипломатии сами являются объектами экономического анализа, на основании которого могут приниматься соответствующие управленческие решения. Указанное характеризует актуальность рассматриваемой проблематики.

Целью нашей статьи является рассмотрение существующие подходы относительно форм и методов работы в сфере экономической дипломатии, обосновать оптимальность и целесообразность их применения в конкретных ситуациях практической деятельности непосредственно как экономических подразделений дипломатических представительств в странах пребывания и при международных организациях, а также соответствующих структур и представительств украинского бизнеса за рубежом. Кроме того, необходимо систематизировать формы и методы работы в экономической дипломатии как объектов аналитической оценки и анализа.

Современный уровень межгосударственных отношений предусматривает формирование пакета целей экономической дипломатии, среди которых в первую очередь такие, как:

– Поддержка развития торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества с иностранными государствами на основе взаимной выгоды;

– Обеспечение с целью полноценного экономического развития, повышения благосостояния народа интеграции экономики в мировую экономическую систему;

– Расширение международного сотрудничества с целью привлечения иностранных инвестиций, новейших технологий и управленческого опыта в национальную экономику в интересах ее реформирования, модернизации и инновационного развития.

Следует обратить внимание, что вызовы глобализации экономики на современном этапе заставляют осуществлять «поиск методов и форм рационального сочетания интересов стран в системе международной торговли, направленных на кооперирования усилий и избежания конфронтации в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта и сферы влияния, особенно невосприимчивыми способами политического и силового давления».

Достижение указанных целей должно обеспечиваться организацией деятельности прежде дипломатических представительств за рубежом. При этом и сами представительства, и их экономические отделы в процессе реализации задач и обеспечения функциональной деятельности в сфере экономической дипломатии должны использовать соответствующие формы и методы работы. Их применение подчинено наращиванию торговых, инвестиционных и кооперационных связей с зарубежными партнерами в контексте решения стратегических задач внешнеэкономической политики государства. При этом должно обеспечиваться формирование качественно нового уровня партнерских отношений, нового видения развития торгово экономических и инвестиционных отношений, построенных на реалистической основе, исходя из насущных потребностей национальной экономики. Одновременно должны производиться новые организационные и финансово-экономические основы по созданию условий и заинтересованности предпринимателей стран в расширении и углублении партнерских связей.

Читайте также  Совершенствование организации и методики учета и контроля основных средств

Современная экономическая дипломатия, которую сегодня представляют в первую очередь экономические отделы посольств, применяет следующие формы работы:

1) деятельность постоянных межправительственных комиссий;

2) проведение экономических и инвестиционных форумов;

3) проведение дней экономики в странах пребывания;

4) организация и проведение кооперационных бирж;

5) организация привлечения украинских экспонентов к участию в выставочных мероприятиях и выставках-ярмарках, проводимых в странах пребывания.

Важной формой работы экономических отделов посольств в сфере экономической дипломатии следует рассматривать организацию привлечения экспонентов к участию в выставочных мероприятиях и выставках-ярмарках, проводимых в странах пребывания.

Участие в выставках и выставках-ярмарках является весомым средством расширения присутствия предприятий на внешних рынках и выхода на новые его сегменты. Важно подчеркнуть необходимость государственной поддержки участия в выставочных мероприятиях, как это делается многочисленными внешнеторговыми партнерами: ФРГ, Словакией, Венгрией, Чехией и многими другими. Активное участие в международных универсальных и отраслевых и специализированных выставках дает возможность эффективно презентовать на внешних рынках новую конкурентоспособную продукцию, новые разработки и новые технологии, экологически чистые изделия.

Успех участия в международных выставках в значительной степени зависит от тщательной подготовки и осуществления целого комплекса мероприятий подготовительной работы.

Важными здесь есть вопрос:

– Проведение заблаговременной подготовки к участию фирм в выставках за предварительный конкурсный отбор экспонатов и фирм и предприятий для участия в работе выставки (ярмарки);

– Осуществление предварительных маркетинговых исследований и налаживание контактов с потенциальными партнерами путем распространения информации через союза товаропроизводителей, информационные центры выставок и средствами Интернет-сети;

– Обеспечение условий для экспонирования лучших образцов продукции и всестороннего представления отраслей;

– Выделение как государством, так и предпринимательскими структурами необходимых средств.

Во время выставок практикуется проведение экономических и инвестиционных форумов, дней экономики стран-участников, научно-практических конференций и кооперационных бирж. То есть происходит объединение и комплексное использование различных форм экономической дипломатии. Во всех этих мероприятиях должны участвовать представители экономических отделов посольств, выполняют также и координирующую роль.

Непосредственно в рамках работы выставок целесообразно проводить коммерческие переговоры и осуществлять поиск партнеров для будущего сотрудничества. Здесь также нужно обратить внимание на технические вопросы обеспечение эффективной работы экспозиции. В частности, при наличии стендов от областей или регионов необходимо предусмотреть присутствие на них представителей соответствующих территорий или административно-территориальных формирований (стендистов). Обязательным условием представления экспонатов (для проведения конструктивных переговоров с потенциальными партнерами) на выставке должна быть участие представителя предприятия, которое производит указанные изделия.

Важным организационным вопросам участия в международных выставках является обеспечение своевременного получения всех необходимых сертификатов и разрешений на ввоз продукции на выставку (ярмарка) в соответствующем ассортименте

Большой опыт эффективного проведения международных выставок имеет Федеративная Республика Германия, в которой ежегодно проводятся такие международные выставки как «Hannover-Messe» (машиностроение и технологии), «Grnne Woche» (аграрное производство, пищевая промышленность, стандартизация пищевой отрасли), «ITB» ( туризм и туристические услуги), «Cebit» (информационные технологии, средства связи и связи, электронные системы управления) «ILA» (авиакосмическая отрасль), «Bautek» (строительная техника, строительные материалы и технологии) и др. ФРГ является самым крупным выставочным страной мира, в которой в течение года проводится более 100 международных выставочных мероприятий, а участниками являются тысячи фирм из большинства стран мира. Активно работают в сфере организации международных выставок также такие страны, как Франция, Италия, Япония, Китай.

Читайте также  Виды потребительских кредитов

Такой мощный выставочный полигон нацеливает украинскую экономическую дипломатию на активную работу по продвижению продукции на мировые рынки.

Международная практика экономической дипломатии предусматривает применение также соответствующих методов деятельности.

В этом отношении в системе немецкого поддержки внешнеэкономической деятельности успешно используются такие методы, как:

– Анализ рамочных условий и возможностей эффективного развития сотрудничества в странах пребывания, вместе с пересмотром действующих проектов и программ;

– Информирование Федерального правительства о политической, экономической и общественной ситуации в развивающихся странах;

– Координация развития немецкого сотрудничества и организаций, его обеспечивают (например GTZ, KfW, DED, InWEnt) в странах пребывания;

– Репрезентування политики Федерального правительства и развитие постоянного диалога с общественными слоями и группами в странах пребывания, от министерств до неправительственных организаций;

– Участие в координации билатеральных и мультилатеральной связей;

– Консультирование через предоставление стипендий в рамках политики развития сотрудничества.

Словацкая модель экономической дипломатии предусматривает применение таких методов:

– Анализ;

– Создание директив для присутствия словацких фирм на внешнем рынке;

– Сыгранность (в организации работы дипломатических миссий).

При этом важная роль отводится организации экономических систем дипломатии, то есть использование моделей работы внешней торгово-экономической деятельности.

Наряду с указанными формами работы экономические подразделения дипломатических представительств в своей деятельности применяют или должны применять соответствующие методы работы, к которым относятся следующие:

– Анализ билатеральных (двусторонних) торгово экономических отношений между страной и страной пребывания, а также между страной пребывания и третьими странами с целью поиска свободных или возможных ниш для заполнения товарами экспорта;

– Постоянный мониторинга рынка товаров, имеющих для приоритетное значение;

– Осуществление маркетинговых исследований в таких важных для товаропроизводителей отраслях, как машиностроение, энергетика, пищевая и легкая промышленность, сельское хозяйство;

– Распространение торгово-экономической информации об через систему Интернет, печатные и электронные средства массовой информации и специальные бюллетени;

– Налаживание рабочих контактов с представителями государственных структур и деловых кругов страны пребывания;

– Проведение встреч и прямых переговоров с потенциальными партнерами в стране пребывания;

– Поиск партнеров с украинской стороны и стороны страны пребывания для налаживания сотрудничества между ними;

– Налаживание прямого межрегионального сотрудничества между соответствующими регионами и страны пребывания;

– Предоставление информационного и методического содействия предприятиям, которые намерены работать на рынке страны пребывания и осуществлять там предпринимательскую деятельность;

– Принятия соответствующих мер с целью предупреждения возникновения и урегулирования имеющихся проблемных вопросов в торгово-экономических отношениях со страной пребывания.

В практической деятельности экономических подразделений посольств и других представителей экономической дипломатии могут и должны применяться и другие методы работы. Направленные на отстаивание экономических интересов на внешних рынках. На содержание освоенных их сегментов и завоевания новых ниш. Формы и методы работы должны использоваться в комплексе, в сочетании наиболее эффективных на подходящее время. И с обязательным учетом особенностей международной экономической ситуации и целевых задач.

Похожее ...