Организация контроллинга маркетинга на промышленных предприятиях

Организация контроллинга маркетинга на промышленных предприятиях

Организация контроллинга маркетинга на промышленных предприятиях

Современные условия хозяйствования побуждают предпринимателей к использованию новейших концептуальных разработок управления маркетингом, ведь, все чаще, именно маркетинг становится решающим фактором в конкурентной борьбе за благосклонность потребителя и получения рыночных преимуществ. Проектирование и реализация маркетинговых программ требует детального финансового обоснования, кроме того, маркетинговые решения должны быть соответствии с планами других подразделений для предупреждения возникновения межфункциональных конфликтов.

Эти и другие факторы сигнализируют о необходимости применения контроллинга маркетинга на предприятиях

Анализируя труды ученых по организации контроллинга на предприятии, можно увидеть, что ее авторы часто подчеркивают необходимость создания в организационной структуре крупных предприятий отдела контроллинга, или введение должности контроллера на малых предприятиях. Утверждение такого рода говорят о ошибочное понимание концептуальных основ контроллинга маркетинга. Зарубежная практика управления предприятием на основе контроллинга не всегда требует создания отдельного отдела или должности контроллера. Иностранные специалисты в области управления трактуют контроллинг, в первую очередь, как «наличие определенной области задач, которые при необходимости могут выполнять различные работники или руководство предприятия. В малых и средних компаниях функции контроллинга часто выполняет руководство предприятия или руководитель отдела учета и отчетности. Самостоятельная должность контроллера в них появляется при штате работников более 200 человек.».

Читайте также  Прогнозирование деятельности промышленного предприятия

Принимая во внимание зарубежную практику, концепцию контроллинга на предприятии могут реализовать:

  • Контроллеры (создание должности маркетингового контроллера на предприятии или введение в организационную структуру отдела контроллинга маркетинга на особо крупных предприятиях);
  • Работники предприятия (менеджерами различных уровней, руководителями отделов, руководителем предприятия);
  • Смешанная система реализации функций контроллинга, путем объединения предыдущих вариантов).

Существует несколько подходов к определению места контроллинга в организационной структуре предприятия

Главная разница между ними заключается в характере подчиненности службы контроллинга: непосредственно директору предприятия или финансовому директору. Учитывая круг функций и задач, которые выполняет контроллинг, соответствующий отдел имеет, по мнению автора, войти в структуру финансово-экономических служб предприятия, которые подчиняются заместителю директора по финансам (или по экономической работе).

Важным этапом организации маркетингового контроллинга на предприятии является определение лица или лиц, которые полностью или частично будут выполнять обязанности маркетингового контроллера. Реальная необходимость создания должности маркетингового контроллера возникает когда не является реальным распределить все функции, которые призван выполнять маркетинговый контроллер между существующими работниками или подразделениями предприятия.

Читайте также  Внедрение маркетинговых инноваций в промышленности

Существенным моментом введения контроллинга маркетинга на предприятии является определение места маркетингового контроллера в организационной структуре предприятия и его подчиненность другим работникам. Размещение маркетингового контроллера в организационной структуре предприятия должно отражать его роль и задачи на предприятии. А также гарантировать определенного рода автономность и независимость от работников других подразделений.

В зависимости от вида организационной структуры предприятия и функций, возложенных на маркетингового контроллера, данный работник может подчиняться:

— генеральному директору,
— финансовому директору,
— главному контролеру,
— директору по маркетингу и тому подобное.

Согласно определенных задач маркетингового контроллера на предприятии и специфики размещения должности маркетингового контроллера в организации. Следует составить подробный профиль работника и определиться с источниками его рекрутирования (внутренними или внешними).

Похожее ...