SPACE-анализ: перспективы и проблемы его использования

SPACE-анализ: перспективы и проблемы его использования

SPACE-анализ: перспективы и проблемы его использования

Современное малое и среднее предпринимательство переживает свои не лучшие времена. Эта ситуация связана не только с экономической нестабильностью и политической ситуацией в стране, но и с недостаточно развитой системой стратегического анализа на предприятиях. Большинство специалистов за рубежом для разработки стратегии и комплексной оценки внешней и внутренней среды малых и средних предприятия используют метод SPASE-анализа. Данный метод не очень популярным среди предпринимателей хотя именно он был бы наиболее эффективным в современных рыночных условиях.

Большинство предприятий малого и среднего бизнеса, выходя на рынок, пренебрегают стратегическим планирования. Когда начинают свою деятельность, поэтому им очень трудно предсказать угрозы и риски. Которые могут ждать их в будущем. При удачной начальной стратегии развития, определенной по критериям SPASE-анализа. Предприятие может добиться успеха в выбранной отрасли и занять достойное место на рынке.

Метод SPACE-анализа является производным от SWOT-анализа и применяется для оценки сильных и слабых сторон деятельности небольших предприятий по группам критериев. На основе изучения ключевых критериев в составе каждой группы составляется матрица направленной стратегии в системе координат SPACE и строится вектор позиции предприятия, оценивается.

Читайте также  Конфликт-менеджмент в предпринимательстве

Алгоритм построения SPACE-матрицы имеет следующий вид:

  1. Характеристики параметров оценивают по шкале от 0-6. Оценивая факторы конкурентоспособности и устойчивости отрасли следует учесть, что максимальное значение характеризует минимальную проявления фактора. Каждой характеристике присваивается вес, отражающий ее значимость в разрезе фактора.
  2. На основе полученных оценок выводится средневзвешенная оценка по каждому из четырех факторов, которые анализируют.
  3. Среднее значение для каждой из четырех групп факторов отражается в координатах SPACE-матрицы и соединяется линиями. Сторона, максимально удаленной от центра матрицы показывает вектор развития предприятия.
  4. Положение вектора определяет тип рекомендованной стратегии (консервативная, защитная, конкурентная, агрессивная) для укрепления конкурентных позиций предприятия.
  5. На основе полученного варианта стратегии формируется перечень действий и рекомендаций ее реализации.

Исходя из выше указанной информации, мы можем сказать, что по результатам SPACE-анализа каждое предприятие может выбрать для себя необходимую стратегию развития, и определить перечень мероприятий, которые необходимо осуществить

Данный вид анализа стал бы очень полезным для отечественных предприятий, ведь это бы позволило им более успешно позиционировать себя на рынке. И быть более устойчивыми к внешним и внутренним факторам влияния на предприятие. Несмотря на то, что большинство предпринимателей выходят на рынок, рискуя собственным бизнесом, то стратегический анализ. Это именно тот инструмент, который мог бы поднять малый бизнес на новый уровень.

Читайте также  Политика и диверсификация активов предприятий

Единственной проблемой, которая тормозит введение стратегического анализа на предприятиях, а в частности SPACE-анализ, является то, что данный вид анализа требует привлечения высококвалифицированных экспертов как из числа внешних консультантов, так из числа самого персонала предприятия. Привлечение внешних консультантов делает данный вид стратегического планирования достаточно затратными, что замедляет его развитие в предпринимательской среде. А учитывая нынешнее нестабильное экономическое и политическое положение в нашем государстве, малые и средние предприятия не могут позволить себе лишние расходы.

Итак, учитывая то, что большинство предпринимателей малого и среднего звена часто пренебрегают стратегическим планированием. Чем подвергают свои предприятия на большие риски. SPACE-анализ стал бы очень полезным инструментом для стабилизации деятельности предприятий и определение их основных стратегий развития на рынке и в отрасли , в которой они работают. Все это возможно при условии стабильного развития экономики, тогда большая часть предприятий сможет лучше работать и позволить себе расходы на стратегическое планирование.

Похожее ...