Проблемы развития социального аудита

problemyi-razvitiya-sotsialnoy-audita

Проблемы развития социального аудита

Проблемы развития социального аудита

В экономически развитых странах социальный аудит определяют как инструмент регулярной оценки социальных отношений. Такая оценка происходит как внутри предприятий, так и в его внешнем окружении. Социальный аудит — это управление и контроль, предназначенные для конкретной сферы. Он помогает проанализировать факторы социальных рисков и выяснить пути минимизации их влияния.

Социальный аудит в странах с социально ориентированной экономикой реализуется в основном на уровне компаний. Основными пользователями социальной аудита являются собственники, предприниматели, руководители крупных корпораций, которые имеют целью минимизации социальных рисков и прибыли. Социальный аудит в этих странах превратился в довольно устойчивую систему с собственными процедурами и технологиями, со своими специфическими проблемами и методами их решения. Если на Западе социальный аудит бизнеса стал общераспространенной практикой, то наблюдаются лишь единичные случаи его применения.

Целью исследования является анализ проблем во внедрении социального аудита на отечественных предприятиях и определение путей их решения.

Социальный аудит — это новое явление, которое является малораспространенным, но чрезвычайно важным инновационным проектом

Предприятия крупного бизнеса, которые ориентированы на внешние рынки, постепенно внедряют социальную отчетность и корпоративной социальной ответственности. отечественные предприятия, особенно малый и средний бизнес, пока не могут внедрять социальные пакеты для работников, а также осуществлять экологические и социальные программы. Власть пытается внедрить элементы социального аудита, но из-за высокой коррумпированности, недостаточный уровень профессионализма чиновников и недоверие к властным структурам, эти попытки оказываются неудачными. На сегодняшний день нет организационно-правовой основы для создания необходимых условий для деятельности социальных аудиторов, нет достаточного количества специалистов, способных осуществлять аудит общенациональных программ, проектов и мероприятий. внедрению социального аудита также не способствуют существующие правила ведения бизнеса.

Читайте также  Ресурсное обеспечение инновационного развития

В то же время, ситуация дает основания говорить о назревшей необходимость формирования системы социального аудита

На предприятиях всех форм собственности имеют место многочисленные случаи нарушения норм трудового законодательства, когда работникам задерживается выплата заработной платы, ведется «двойная» бухгалтерия, зарплата выплачивается «в конвертах», используется детский труд и тому подобное. Отсутствие действенного контроля за соблюдением законодательства о труде приводит к массовым случаев сокрытия несчастных случаев на производстве, их фиктивного статистического учета. В сокрытии несчастных случаев на производстве является одним из мировых лидеров. Социальное партнерство на предприятиях развивается неравномерно. Имеют случаи давления на профсоюзы со стороны администрации, в условиях высокого уровня безработицы и высокой конкуренции на рынке труда для получения высокооплачиваемой работы работники смирились с нарушениями в сфере условий и охраны труда.

Объективная потребность в социальном аудите побудила группу ученых научно-исследовательского института социально-трудовых отношений разработать Концепцию национальной модели социального аудита. Для преодоления проблем социального аудита предлагается осуществить комплекс мероприятий, главные среди которых: институализация социального аудита, принятие соответствующих нормативных актов; разработка индикаторов, методической базы социального аудита; подготовка социальных аудиторов, разработка соответствующих профессиональных и образовательных стандартов; информационное продвижение социального аудита в общественном сознании и формирование соответствующего общественного мнения.

Читайте также  Современный менеджмент как инструмент инновационной инфраструктуры

Реализация этих мероприятий — дело времени. Но уже сейчас необходимо начинать с более простых форм социального аудита: частичного (по отдельным проблемами), внутреннего (силами специалистов самого предприятия). Социальный аудит можно начинать и с отдельными социальными партнерами (профсоюзами, представителями органов местной власти и неправительственных организаций). Эти первые шаги создадут базу для перехода к социальному аудиту, интегрированного в систему социального партнерства.

Функционирование системы социального аудита позволит на уровне предприятия:

— Создать условия для обеспечения достойного труда (отсутствие задолженности по заработной плате, использование прозрачных схем оплаты труда и достаточный ее уровень, здоровые и безопасные условия труда);

— Ввести эффективную систему повышения квалификации и обеспечения карьерного роста работников;

— Реализовать программу социального развития предприятия, повысить конкурентоспособность продукции и услуг, ввести ресурсосбережения, мероприятия по охране окружающей среды;

— Наладить плодотворные отношения с органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти, региональными общественными организациями.

— Обеспечить формирование положительного имиджа компании в глазах потребителей и общества.

Похожее ...