Выбор критериев оценки альтернатив маркетинговых инновационных решений

vybor-kriteriev-otsenki-alternativ-marketingovykh-innovatsionnykh-resheniy

Выбор критериев оценки альтернатив маркетинговых инновационных решений

Выбор критериев оценки альтернатив маркетинговых инновационных решений

Изменение традиционной концепции деятельности на инновационную требует усовершенствования существующих и внедрение новых методов хозяйствования. С точки зрения того, что маркетинговое инновационное решение становится ключевым элементом интенсивного роста предприятия, считаем целесообразным исследовать и усовершенствовать методический подход к осуществлению процесса разработки, принятия и реализации маркетинговых инновационных решений (далее — РМИР).

В рассмотрены существующие подходы к организации процесса принятия решения и предложен перечень этапов процесса РМИР:

1) диагностирования проблемы;

2) исследование сущности проблемы;

3) разработка альтернатив РМИР;

4) упорядочение разработанных альтернатив РМИР;

5) определение критериев для оценки альтернатив РМИР;

6) сравнение альтернатив и отбор РМИР;

7) реализация РМИР;

8) анализ и контроль реализации РМИР;

9) корректировки отклонений и разногласий.

Как показывает опыт отечественных промышленных предприятий, вопросам и практическому применению методик оценки решений почти не уделяется внимания. Большинство руководителей полагаются на интуицию и не используют никаких оценочных и / или оптимизационных методик для выбора решения. Все это обращает внимание на необходимость разработки критериальной базы оценки решений в процессе управления предприятием. Заметим, что под понятием «критерий» понимаем признак, на основании которого проводится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего.

Читайте также  Учет гендерного подхода в рекламе

Содержание на комбинация критериев обуславливается многими факто рами и зависит от специфики проблемной ситуации, на решение которой направлено решение, характеристик среды хозяйствования, масштаба разработки решения, содержания и характера целей и задач и т. д.. В любом случае для формирования набора критериев к выбору решения необходимо придерживаться принципа максимального охвата всех аспектов хозяйственной деятельности, тем или иным образом связана или будет связана с процессом РМИР.

Выбор критериев часто обусловливается многолетней практикой и опытом

Для подавляющего большинства задач выбора можно привести достаточное количество целевых критериев. Отражающих качественную и количественную сторону альтернатив и критериев. Определяющих их количественную оценку в условиях неопределенности, конфликтности и согласованного с ними риска.

По нашему мнению, формирование системы показателей отбора оптимального маркетингового инновационного решения из набора возможных альтернатив в рамках выбранной сферы принятия должно базироваться на разделении всех критериев на две группы: критерии оценки уровня риска и критерии оценки уровня качества.

Под риском проекта маркетингового инновационного решения понимаем возможность появления неблагоприятной ситуации в результате негативного воздействия факторов внешней и внутренней среды хозяйствования. Показателями, на основе которых осуществляется оценка уровня риска альтернатив маркетинговых инновационных решений, могут быть следующие: уровень лояльности потребителей и / или персонала, уровень достоверности прогнозов, уровень патентоспособности проекта, уровень сложности реализации проекта, уровень инженерно-технического и научного обеспечения. А также уровень финансовой обеспеченности проекта, уровень квалификации персонала, уровень успешности инновационной деятельности предприятия, вероятность изменения внешней среды, вероятность изменения внутренней среды принятия МИР. А также вероятность ошибки иного выбора концепции решения, деловой опыт предприятия и тому подобное.

Читайте также  Внедрение маркетинговых инноваций в промышленности

Под качеством проекта маркетингового инновационного решения понимаем совокупность параметров, характеризующих уровень соответствия характеристикам среды принятия и реализации решения

Уровнем качества обусловливается способность маркетингового инновационного решения обеспечить решение установленной проблемы хозяйствования. Показателями, на основе которых осуществляется оценка уровня качества МИР, могут быть следующие: уровень конкурентоспособности инновационного товара, чистый приведенный доход, срок окупаемости проекта, индекс рентабельности проекта, внутренняя норма доходности, прогнозируемый объем рынка, прогнозируемая интенсивность интеграции на рынок. А также прогнозируемый годовой объем продаж, уровень обеспеченности каналами сбыта, степень новизны продукта, уровень каннибализации нового товара, уровень эффективности торгового персонала.

Предложенный выше набор критериев не является фиксированным, их подбор осуществляется в соответствии со спецификой требований хозяйственной ситуации в которой осуществляется процесс РМИР, не регламентирована и количество показателей — она ​​может сокращаться или дополняться в зависимости от характера РМИР.

Похожее ...