Особенности маркетинговой деятельности предприятий в кризисных условиях

Особенности маркетинговой деятельности предприятий в кризисных условиях

Особенности маркетинговой деятельности предприятий в кризисных условиях

Особенности маркетинговой деятельности предприятий в кризисных условиях

Современная экономика, которой присущи изменчивость бизнес среды, высокая зависимость от влияния политических факторов, усиление уровня конкурентной борьбы, ставит отечественные предприятия перед необходимостью овладения антикризисными методами и новыми подходами к управлению маркетинговой деятельностью. Хозяйствующие субъекты сегодня предпочитают стратегии минимизации издержек, ориентации на собственные возможности, избежанию потерь и упущенных возможностей, стабилизации проблемных ситуаций.

Предприятия используют стратегические подходы, которые в основном базируются на опыте и интуиции менеджеров, не всегда является достаточным и обоснованным.

Целью исследования является определение причин возникновения кризисных ситуаций, антикризисных маркетинговых направлений деятельности и особенностей их реализации на практике. Под кризисом в данном случае понимается такое состояние предприятия. При котором оно без осуществления внутренних изменений не способно эффективно работать дальше.

Традиционно принято выделять следующие внешние причины кризисного состояния предприятия, как неблагоприятная финансово экономическая и / или социально-политическая ситуация в государстве и соответствующие изменения рыночных условий. А также обострение конкуренции, принятие новых законов или нормативных актов, затрудняющих деятельность организации, стихийные бедствия и т. д. К внутренним причинам относятся принятие менеджерами ошибочных стратегических или тактических управленческих решений, игнорирование потребностей модернизации и реструктуризации. А также недостатки в организации производства, несовершенство финансовой, кадровой, инновационной, инвестиционной и маркетинговой политик.

Читайте также  Эпатажный маркетинг в системе коммуникационных инноваций предприятия

В зависимости от причины возникновения кризиса разрабатываются и реализуются методы ее преодоления в рамках соответствующей антикризисной политики предприятия

Антикризисная маркетинговая политика должна включать такие направления: ценовое регулирование, привлечение новых потребителей и активизацию политики удержания существующих. Оптимизацию расходов на сбыт и продвижение продукции, заключения стратегических союзов, определение оптимального объема производства. Корректировка ассортиментной политики, просмотр методов и затрат на маркетинговые исследования, маркетинговый аудит.

На практике около 63% компаний сократили расходы на маркетинг и сбыт, а некоторые фирмы лишились маркетинговых подразделений (данные Ernst & Young и Европейской бизнес-ассоциации). В результате чего возникли проблемы с прогнозированием и удовлетворением спроса, прогнозированием и предупреждением развития кризисных ситуаций и, как следствие, дальнейшим ростом убытков предприятий. 54% компаний в условиях экономического спада сократили штат и 39% — снизили заработные платы. Это негативно повлияло на мотивацию персонала и их заинтересованность в стабилизации состояния предприятия.

Читайте также  Выбор критериев оценки альтернатив маркетинговых инновационных решений

К распространенным антикризисных мер относятся неоправданное снижение цены и минимизация затрат на продвижение. Которые негативно влияют на имидж производителя и торговой марки и приводят к потере постоянных потребителей более высокими темпами, чем привлечение новых. Исследование истории развития предприятий позволяет утверждать, что финансовый кризис в конкретной компании в большинстве случаев является лишь результатом стратегических ошибок, «игнорирование» слабых мест, недостаточной компетентности персонала и инновационной инертности.

Таким образом, принятие управленческих решений направленных на улучшение финансового состояния предприятия без учета их влияния на качество удовлетворения потребителя и качество трудовой жизни персонала приводят к росту финансовых проблем. Любые антикризисные меры должны быть ориентированы на оптимизацию расходов, а не их минимизацию. Позволяющая увеличить поступления средств в краткосрочной перспективе. Но существенно снизить в долгосрочном периоде или привести к потере значительной доли рынка.

Похожее ...