Маркетинг знаний: роль и задачи

vnedrenie-innovatsionnykh-tekhnologiy-v-reklamnoy-deyatelnostyu-predpriyatiya

Маркетинг знаний: роль и задачи

Маркетинг знаний: роль и задачи

В 90-х годах ХХ столетия среди факторов экономического роста на первые роли стали выходить информация и знания. Способность производить и использовать знания все в большей степени определяют конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и национальных экономик в целом, экономическую мощь государства, благосостояние и качество жизни народа. Знания в современной экономике (информационной экономике) являются основными средствами и предметом общественного производства, а также ограничивающим фактором развития (в индустриальном обществе им является капитал) и замещают труд в качестве источника добавленной стоимости.

Согласно Э. Тоффлер знания является одним из трех основных источников власти: сила (государственная, военная и т. д.), финансы, знания. Причем доля знаний как источника власти постоянно растет.

Следует отметить, что власти и эффективность использования знаний может проявиться только в сочетании с двумя другими источниками. Подтверждением этому является факт «утечки мозгов» из стран с транзитивной экономикой (в т. ч. России, Индии и др.), а также развивающихся стран, к странам — лидеров социально-экономического развития, которые таким образом усиливают свой интеллектуальный капитал и конкурентный потенциал. То есть само наличие знаний, без должной поддержки и, в решающей степени, востребованности со стороны государства и бизнеса, не в состоянии обеспечить экономический рост. Знание и их носители «перетекут» туда, где их оценят по достоинству.

Читайте также  Классификация подходы к оценке эффективности управленческих и маркетинговых решений

С другой стороны, наличие капитала и усилий государства не может быстро создать систему выработки и использования знаний

В частности, Ирландия, Бразилия, Мексика, Турция и др. вкладывают огромные по отечественным меркам средства в развитие науки как главного источника знаний, однако они не достигли даже сегодняшнего уровня страны.

Страна, которая все еще сохраняет достаточно мощную, но такую, которая не развивается (скорее — упадок), систему выработки знаний (в том числе в наиболее перспективных отраслях), которые, однако, мало влияют на процессы социально-экономического развития страны, следует использовать методы и инструментарий маркетинга для поиска путей внедрения знаний в практике деятельности предприятий и учреждений, государственных и общественных институтов и тому подобное. Маркетинг позволит выявить наиболее перспективные направления развития знаний учащихся следует стимулировать, разработать комплекс маркетинга знаний и тому подобное.

В этих условиях представляется целесообразным выделить отдельный вид маркетинга — маркетинг знаний, который бы отражал специфику применения маркетинговых методов и инструментов по знаний как интеллектуального продукта, как способности применить информацию в конкретных видах деятельности.

Применение маркетинга знаний является наиболее целесообразным в таких сферах деятельности:

— образование наука научного и знаннемистки области деятельности;
— компьютерные и информационные технологии, генная инженерия, оптоэлектроника, нанотехнологии, медицина, инженерия и т. п.;
— управления на уровне организации, населенного пункта, региона, государства и т. п. другие.

Читайте также  Управление маркетинговыми рисками инноваций

Эффективность маркетинга знаний в значительной степени зависит от точности понимания самой категории «знание», определение их элементов и структуры.

Системный анализ и обобщение литературных источников позволил предложить авторское определение элементов знаний таких как:

— Система убеждений и моральных ценностей, основанных на вере в бога, силы природы, атеизме, принятых правилах поведения, общественных отношениях, мыслях и поведении окружения (родственников, друзей, коллег и т. д.), и тому подобное;

— Научные знания (идеи, теории, гипотезы, научные законы, закономерности, понятия и т. п.), в т. ч. теоретические и эмпирические;

— Эзотерические знания (ненаучные)

— Интуитивные знания, которые не нуждаются в доказывании;

— Жизненные знании, которые приобретаются в процессе жизненного опыта;

— Технологические знания (патенты, изобретения, ноу-хау, алгоритмы, процедуры, технологии, чертежи и т. д.);

— Профессиональные знания, в т. ч. ноу-хау, навыки, умения, опыт тому подобное.

Знание также разделяют на формализованные и неформализованные, явные и неявные, документированные и не документированы, декларативные и процедурные.

Каждый вид знаний имеет свои особенности и требует их учета в процессе реализации задач маркетинга знаний.

Похожее ...