Влияние ценностно- смысловых перемен на эволюцию современной модели публичного управления

Влияние ценностно- смысловых перемен на эволюцию современной модели публичного управления

Влияние ценностно- смысловых перемен на эволюцию современной модели публичного управления

Влияние ценностно- смысловых перемен на эволюцию современной модели публичного управления

Публичное управление является относительно новым для отечественных реалий инструментом реализации властных полномочий. Где содержательно отмечается гармоничном сочетании государственного управления с местным самоуправлением, сотрудничества органов власти с различными общественными объединениями. А также профессиональными сообществами, бизнес- и общественными организациями. На этапе реформирования государственной системы путем становления относительно новых институтов публичного управления важно осмыслить те ценностно-смысловые особенности. К которым тяготеет идентифицировать себя большинство общества, ведь от нее, в конце концов, зависит оптимальный выбор модели государственного (публичного) управления, готовность общественных (в том числе государственных) институтов и субъектов общественно-политической жизни ее внедрять.

Прежде всего, отметим, что в постсоветских государствах закрепился термин «государственная политика» (англ. State policy), как направление действий или воздержанию от них. Выбранный органами государственной власти для решения определенной проблемы или совокупности взаимосвязанных проблем. Позволяет государству достичь определенной цели в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия. Тогда как в большинстве стран с длительной демократической традицией используется понятие «публичная (общественная) политика» (англ. public policy). Как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на решение социальных проблем. На современном этапе реформирования основ государственной политики предусматривает переход к новой модели публичного управления, основанная на субъект-субъектных отношениях, а потому понятие «государственное управление» часто отождествляют с терминами «публичное администрирование» или «публичное управлением».

Учитывая тенденцию поиска модели публичного (государственного) управления, стоит уточнить значение термина «публичное управление» и эволюцию этого концепта в моделях публичного управления стран устойчивой и длительной демократии

Термин «публичное управление» применяется в сфере практики и исследование структуры публичного администрирования, подчеркивая внутренней деятельности государственных органов. Направленной на контроль и решение управленческих проблем, связанных с планированием, организационным обеспечением, информационными системами, управлением персоналом и оценки эффективности.

Читайте также  Оценка эффективности межрегионального (трансграничного) сотрудничества

Публичное администрирование как составляющая управленческого процесса и публичного управления является многозначным термином.

В зависимости от подхода понятие «публичное администрирование» предусматривает:

1) организационную деятельность чаще всего невыборных должностных лиц по выполнению государственной политики и программ, официально ответственных за их реализацию;

2) весь процесс, организацию и лиц, на которых возложены функции официального представительства, соблюдения законов и распоряжений законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;

3) применение менеджерских, политических, правовых теорий и процедур с целью выполнения законодательных, исполнительных и судебных поручений по обеспечению управленческого регулирования и реализации служебных функций.

По сути в течение последних десятилетий ХХ в. термины «публичное администрирование» и «публичное управление» используются параллельно, хотя на ценностно-смысловом уровне они носили несколько отличную коннотацию. К этой двойной терминологии в последние десятилетия ХХ в. в странах устойчивой и длительной демократии добавилась тенденция перехода к основам хорошего управления (англ. good governance), активно внедряется с конца 80-90-х годов. Ценностно-смысловые особенности хорошего управления заключаются в равноправном сетевом управлении обществом на принципах партнерства и привлечения к управлению негосударственных субъектов. Переход от англоязычной традиции употребления существительного government (Правительство, государственное управление) к понятию governance (рус. Управления) свидетельствует становления особого типа управления. Значение которого отражаются в формулировке «управление без правительства».

Читайте также  Человек и техника: экологический аспект

Если термин «government» обозначает руководителей исполнительной власти и сконцентрировано управления государством, как на уровне выбора политической системы и типа институтов. Так и на уровне процесса и комплекса факторов, способствующих действиям государственной власти. То «governance» включает управление только как процесс в горизонтальном измерении.

Таким образом, основная идея современных моделей демократического (хорошего) управления — сотрудничество на партнерских началах между государственным и негосударственным секторами. Привлечение всех заинтересованных сторон в процесс принятия государственно-управленческих решений для достижения коллективных целей.

Ценностно-смысловые изменения в современных поисках оптимальных моделей общественного (государственного) управления дают основания говорить о смене парадигмы общественного (государственного) управления

Но глобальный характер процессов реформирования вовсе не означает векторный переход от традиционного бюрократического администрирования через сначала рыночные модели регулирования общественных отношений. А затем сетевые формы публичного управления и хорошего управления.

Современные вызовы ставят под сомнение возможность формирования универсальной трансформационной модели государственного (публичного) управления, единого общеобязательного набора идей и практических подходов, пригодных для внедрения во всех без исключения странах. Ведь вряд ли можно рассчитывать на успешное их применение там, где основы модернизации государственного управления не согласуются с ценностями и нормами общества. В этом контексте возникает проблема выработки оптимальных для отечественных реалий механизмов соотношения функций политического управления государством и административного решения конкретно поставленных задач.

Похожее ...