Теория публичного управления: предпосылки к исследования

Теория публичного управления: предпосылки к исследования

Теория публичного управления: предпосылки к исследования

Теория публичного управления: предпосылки к исследования

Одной из предпосылок возникновения и развития публичного управления как составной части социального управления является развитие совокупности теорий социального управления, и, соответственно их влияние на развитие публичного управления. Оказывая влияние на всю теорию публичного управления, развитие концепций нашел свое отражение в формирование, становление, развитие как всей теории публичного управления, так и в пределах отдельных ее элементов.

Теория публичного управления выполняет ряд функций среди которых важнейшими являются: объяснительная, информационная, системообразующая и прогностическая. Для современных теорий характерно нарастание их сложности, интегральности, когда происходит междисциплинарный синтез.

Важной формообразующей предпосылкой была концепция административного менеджмента, которую сформировал А. Файоль в начале 20 века. За ее основу были выбраны такие базовые функции управления организацией как планирование, организация, распорядительство, координация и контроль.

Сформированы концепции административного управления, принципы управления нашли свое отражение в построении иерархических взаимосвязей между субъектами публичной власти, централизации, разделении труда. В формирование статуса служащего и взаимоотношений с руководством важными формообразующими принципами стал принцип единоначалия и подчинения, дисциплины, порядка.

Теория публичного управления в пределах структурного аспекта имеет исследовать: управленческую роль государства, структуру и управленческие функции органов публичной власти. В прогностическом аспекте — следует остановиться на проблеме сочетания развития всей системы публичного управления с изменением правовых, организационных, нравственных, социальных, культурных норм.

Читайте также  Как получить автокредит

Становление и развитие теории публичного управления неразрывно связан с влиянием и развитием других теорий и концепций, которые находятся в поле зрения ученых и практиков систем управления, среди которых: теория свободной общины, концепция политических сетей, концепция Public administration, концепция управления по целям, результатам, концепция «Governance», другие, а также основные модели территориальной организации власти.

Анализ этих и других основных теорий и концепций позволяет осуществить обобщения относительно основных проблем на сегодня, требующих научного изучения и практического решения, а именно:

— обеспечение предоставления необходимых услуг населению местной и центральной властью на партнерских началах, на основе равноправного участия;

— наличие потребности разграничения функций каждого субъекта публичного
управления. Наиболее остро стоят здесь политические вопросы разграничения власти, ведь субъектами часто выступают участники с разным статусом, соответственно, с разными функциональными и компетенционными нагрузками;

— интегрирование государственных и негосударственных образований порождает целый ряд вопросов их взаимодействия, первую в части ответственности и статусных характеристик;

— наличие и развитие субъектно-статусных характеристик в публичном
управлении;

— распределение функций субъектов публичного управления и их институциональное
закрепление;

— в правовом аспекте наиболее остро встает вопрос конституционной регламентации компетенции субъектов публичного управления.

Читайте также  Влияние ценностно- смысловых перемен на эволюцию современной модели публичного управления

Важным вопросом развития публичного управления является распределение функций и их институциональное закрепление в разрезе существования основных моделей территориальной организации власти

В англосаксонской модели до 19 в. формирование и развитие местного самоуправления проходил как институт государства. На местном уровне осуществляли свою деятельность местные муниципалитеты в пределах своей компетенции. Континентальная (французская) модель характеризуется иерархической системой подчинения, преобладающей контрольной функцией по субординационному принципу.

Эти и другие концепции и теории социального управления, публичного управления, государственного управления формировали структурную, организационную, правовую основу для современных систем управления, определяли их качественное наполнение и направление развития. Динамика развития современного управления публичными институтами ориентируется на использование локальных и ситуационных моделей управления, гибких методов и подходов к управленческим решениям, экспертной среды; формирование и развитие сетевых институтов, коммуникационных моделей, количественных методов для обоснования решений и других инновационных для современного управления форм и методов деятельности.

Современные концепции публичного управления характеризуются смещением баланса между государственными и общественными институтами в сферу общих целей и задач, а соответственно и ответственности. Совместная деятельность всех субъектов общества требует новых форм сотрудничества, определение сфер и предметов деятельности каждого субъекта для эффективного сотрудничества. А также распределения функций и компетенций субъектов, становления и закрепления их статусных характеристик.

Похожее ...