Социально-психологическая сущность «отсрочки» — для бизнеса не приемлемо

Социально-психологическая сущность "отсрочки" - для бизнеса не приемлемо

Социально-психологическая сущность «отсрочки» — для бизнеса не приемлемо

Социально-психологическая сущность «отсрочки» — для бизнеса не приемлемо

Социально-психологическое измерение человеческой жизни постоянно нуждается динамических сдвигов, изменений, приспособление к текучести и трансформаций современности. Глобализация, информационные перегрузки, недостаток времени и ресурсов, стрессовые ситуации накладывают отпечаток на повседневную жизнедеятельность.

Личность обходится со временем своей жизни в соответствии с особенностями собственного функционирования, продиктованного средой, в которой присутствуют как конструктивные, так и дисфункциональные аспекты. Поэтому проблема ухода, откладывание выполнения обычных, но и постоянно жизненно важных дел возникает все более остро, часто негативное влияние на достижение личностью своих целей, мешая продуктивной деятельности.

Древнеримский философ Сенека утверждал, что человек должен позаботиться о том, как организовать свое время, сконструировать собственную жизнь, и для этого необходимо прекратить откладывать все на потом и извлекать пользу из каждого дня, учась и действуя. Однако современная личность часто действует наоборот: нивелирует необходимость выполнять поставленные перед ней задачи мгновенно, без чрезмерной пролонгации. Так появляются и распространяются практики отсрочки — поведение промедления, откладывание дел на потом, замены задач с высоким приоритетом на действия с меньшим уровнем важности.

На сегодня проблематика отсрочки подробно изучена только с позиций негативного трактовки

С 1970-х годов американские, австралийские и европейские ученые начали изучать феномен прокрастинации (с латинского «procrastinus»: pro — вместо, впереди и crastinus — завтрашний) как патологическую склонность к постоянному откладыванию на потом неприятных мыслей и дел. Внешне прокрастинация напоминает лень: осознавая необходимость выполнения определенных важных дел, человек игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения. Однако это явление гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Обращаясь к традиционным парадигмальных представлений психологии, понятие прокрастинации можно разместить где-то на пересечении процессов когнитивных и деятельностных, рассматривая ее как производную от недостатка воли и мотивации. В конце концов, большинство теорий объясняют склонность к проволочек неорганизованностью, отсутствием самоконтроля, неумением расставлять приоритеты, непониманием ситуаций в целом. И заглядывая под кровлю опредмеченных потребностей, найдем, что побуждение к деятельности регламентируется первичными, часто не осознаваемыми детерминантами.

В частности, современный американский специалист в области психологии мотивации П. Стол указывает на то, что более выполняемыми есть те дела, которые приносят мгновенный результат, ведь любая истинная мотивация направлена ​​на поддержание гомеостаза, а здоровая человеческая психика стремится комфортных, знакомых, бесстрессовая условий функционирования. То есть склонность к откладыванию дел на потом возникает феноменом естественным и вполне понятным с точки зрения регулятивной необходимости.

Поэтому важно отметить, что большое количество активных прокрастинаторов начинает выходить из беззаботного состояния только под давлением обстоятельств, с приближением предельного рубежа для осуществления задачи — «дедлайна» (с английского «deadline» — конечный предел). Существование дедлайна, по словам тех, кто постоянно откладывает на потом, является важным источником экстремальных условий для вдохновения, лучшего результата деятельности. Действительно, стресс окончания срока выполнения задания предусматривает панику, страх, переживания опасности и риска и мобилизует тело до самого высокого уровня физиологической активности, когда человек демонстрирует высокую скорость реакции, направленность на достижение максимального результата в кратчайшие сроки.

Однако наряду с психофизиологическими и антропологическими объяснениями поведения промедления, обратим внимание на то, что личность не существует вне социума

В котором царят сложные системы, каноны и правила, которые часто нарушают стабильность и настраивают на поиск все новых и новых форм приспособления. Обрастая слоями продиктованных обществом ценностей, личность начинает чувствовать, мыслить, действовать в соответствии с ними. Все личностные составляющие — от характера к самосознания — становятся основой для особым способом организованной откладывания дел на потом. И в этом случае речь идет не только о его не конструктивность или функциональную насыщенность, но и о социально-психологическую целостность феномена, поэтому он получает новое звучание именно как «отсрочка».

Читайте также  Оценка эффективности межрегионального (трансграничного) сотрудничества

В общем, понятием «срок», «срок» обозначают первую очередь определенный отрезок, момент времени. Такой темпоральный акцент в практик промедления указывает на личностные направленности, перспективы, планирование, выстраивание будущего. Все эти понятия представлены на символическом уровне когнитивного функционирования: личность содержательно насыщается такой «видением времени», ее цели и поведенческие проекты еще предстоит реализовать. Но не только избегая или непосредственно становясь с поставленными задачами, личность творит канву своей судьбы, важно, как она рассказывает, осмысливает свою жизнь. Это путь к конструктивизму, использование несколько концептуально нового объяснения отсрочки.

Как тип научной рациональности конструктивизм заинтересовывает идеей о признании ведущей роли дискурса и отношений между людьми в конструировании ими мира и собственного «Я», необходимость отказа от представлений об универсальных истины, связь психологических процессов с культурой и историей конкретных сообществ. Как важный атрибут культуры, язык является строительным материалом для социальной реальности и поставання в ней личности. Язык, его насыщенность значениями, символами, знаками, смыслом становится в постнеклассические, распространяемом в последнее время научном контексте наравне с непосредственным действенным актом, переплетается с конативного характеристиками личности. Процессы наративизации (рассказ, истории о собственной жизни) отсрочка отображаются в его переживании, интерпретациях, объяснениях. И все это происходит ради выстраивания диалога с Другим, коммуникации с окружающим миром.

Именно социально-психологическое, контекстуальное, диалогическое трактовка феномена предоставляет полный спектр вероятностей для раскрытия сущности отсрочки

Такая социально психологическая категория как отношения с другими, с обществом, с миром в целом может стать магистральным сюжетом для объяснения личностью собственного поведения отсрочки.

От отношения к миру, которое принадлежит личности, зависят аспекты возможной рациональности (трактовка) ее действий. В Ю. Хабермаса отношения личности с миром дифференцируются по телеологической, стратегической, нормативно регулируемой, драматургической, коммуникативной действием. Согласно нашим предыдущих исследований источников отсрочки можем связать последние классификации Хабермаса.

Согласно понятием телеологической действия субъект реализует цель или достигает возникновения желаемого состояния, выбирая в имеющейся ситуации средства, является предвестником успеха, и применяя их необходимым способом. В этом случае центральным является принятие решения в пользу одного из альтернативных способов действия. Такое своеобразное проповеди отсрочки наблюдается по факту недооценки готовности к выполнению задачи, и чаще всего в перфекционистов. Для перфекционизма как одного из вариантов иррациональных идей характерна постановка слишком сложной задачи в сочетании с необъективной оценкой собственных возможностей, что делает достижение цели изначально обреченным на неудачу. В погоне за идеальным результатом перфекционист может пренебречь установленными временными рамками, не останавливаясь то исправляя и совершенствуя то, над чем работает. Поэтому ни одна количество усилий и времени для завершения дело не будет достаточной.

Следующее, стратегическое выстраивание отношений с миром является утилитарным: действующий субъект выбирает и рассчитывает средства и цели с точки зрения максимизации пользы или ожиданий пользы

Таким смыслом насыщенно характерологические объяснение отсрочки. Так, слишком пунктуальны, педантичны личности (ананкаста) пытаются перед тем как начать действовать, взвесить все до последней мелочи и не могут исключить из сознания ни малейшей возможности, способной привести к более удачных решений, поэтому завершение задачи постоянно откладываться. Такая щепетильная направленность связывает природу отсрочка с Характерологические необходимости взвешенности, правильности, неторопливости, последовательности.

Понятие нормативно регулируемой действия касается не поведения принципиально одинокого действующего субъекта, а членов социальной группы, которые ориентируют свои действия на общие ценности. Ища объяснение отсрочки, личность в этом контексте ориентируется на преодоление страха ответственности как избегание важных, сложных, незнакомых задач, сопровождается поиском специфического состояния для их выполнения. Наибольший опыт откладывания дел на потом связан с повторяющимися задачами, запросами и потребностями. Ведь когда человеку надоедают ее дела, она часто откладывает их повторения. В этом же смысле означают социокультурные особенности пространства распространения отсрочки. В коллективистской культуре (как на отечественных просторах) связи между индивидами достаточно прочные: люди проявляют тенденцию включать окружающих в процесс принятия решений, разделяя ответственность и позволяя пролонгировать выполнения необходимых задач.

Читайте также  Опыт государственного регулирования предпринимательства в США и Японии

Понятие драматургического действия не ссылается ни на определенного действующего субъекта, ни на члена социальной группы, а касается участников взаимодействия. Которые создают друг для друга публику, перед которой демонстрируют себя. Для отсрочки такая тенденция будет выражаться в ориентации на социальную вознаграждение, проявляется в ситуации оценивания. События с неизбежной оценкой деятельности обычно приводят к повышению тревожности, страхов неудачи или успеха.

Личность, имея мысли о том, что она не справится с задачей, боится разочаровать себя или других

Рефлексия и обратная связь в таком случае негативно влияют на уровень самооценки, необходим личности для привычного ролевого функционирования.

Страх успеха может сопровождаться нежеланием человека стать центром всеобщего внимания, участником конкурентной борьбы. Вызвать у кого-то зависть или раздражение, занять нетипичную для своей социальной группы позицию. Успешность в таком случае сопровождается переживанием того, что в следующий раз от нее ожидать большего, или успех привлечет внимание тогда. Когда она будет отдавать предпочтение пребыванию в тени.

Страх неудачи может свидетельствовать о реальной или мнимой недостаток способностей. Согласно Н. Яакуб, человек, который переживает страх неудачи, будет проводить больше времени, тревожась о предстоящих задач, тестов или проектов. Вместо их непосредственного выполнения или любой другой замены деятельности. Недооценка собственных возможностей вызывает чувство несостоятельности и беспомощности. При дефиците умений для выполнения конкретных задач, естественным будет их ухода. Отсрочка, таким образом, бессознательно кажется лучшим, чем выявление необходимости совершенствовать свои навыки.

Коммуникативные отношения с миром строятся на взаимодействий менее двух способных говорить и действовать субъектов, вступающих в межличностные отношения

Ключевым здесь является понятие интерпретации для выработки определений ситуации, которые способны привести к согласию. С этого ракурса, источником отсрочки служит общая незаинтересованность личности в собственных делах. Для нее важнее выстраивание различных типов отношений, получения удовольствия от процессов общения. Медля с выполнением задач, человек, выражаясь терминологией А. Адлера, может удовлетворять свое стремление к превосходству. Откладывая дела на потом, таким образом, человек манипулирует другими, заставляет окружающих корректировать их планы.

Наряду с этим отсрочка может служить поводом для удовлетворения потребности по теории А. Маслоу под общим названием социальной — необходимости общения, привязанности, внимания к себе, совместной деятельности. Внешне продемонстрирована неспособность самостоятельного выполнения задач привлекает внимание других. Обеспечивает субъекту комфорт и избавляет от необходимости самостоятельно искать новые пути самореализации.

Итак, социально-психологический взгляд на феномен отсрочка включая действенные, поведенческие и описательные, повествовательные аспекты, переплетая их в канве вариантов диалога личности с миром

Телеологические взаимодействия предусматривают отсрочку из-за недооценки готовности к выполнению задачи. Стратегические отношения регламентируют поведение откладывания педантичной направленности личности. Нормативно-регулируемые действия отсрочка находят свое отражение в типичном для нашей культуры преодолении страха ответственности. Драматургические отношения личности с миром тенденции к затягиванию конституируют страхами успеха или неудачи. Коммуникативная направленность действий обозначает желание получить больше от процесса общения личностью, которая, откладывает выполнения собственных задач, манипулирует окружающими. В общем, именно социально-психологические интерпретации отсрочки дают комплексное представление о данном феномене, который направляет на адекватное использование концепта в научном дискурсе.

Похожее ...