Децентрализации и интеллектуализации

Децентрализации и интеллектуализации

Децентрализации и интеллектуализации

Децентрализации и интеллектуализации

Рост экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе в наибольшей степени будет зависеть от инноваций и инвестиций во все сферы общественной и хозяйственной жизни. Инновации в этом контексте рассматриваются не как самоцель, а как инструмент стимулирования роста и развития.

Экономическая и инновационная политика любой страны реализуется в сложной и динамичной среде. Анализ источников роста является важной задачей, которая одновременно определяет некоторые общие факторы роста. А также предоставляет больше внимания конкретности мероприятий политики роста. Концепции, необходимой для переноса этого вопроса в будущем, является «технологическое совершенство». Которая разграничивает страны, работающих на передовых технологических рубежах или близкие к ним, и страны, которые догоняют лидеров. В случае первой группы стран, комплекс политических мер должен обеспечивать дальнейшее технологическое совершенствование путем введения радикальных инноваций. В то время как для второй группы стран такая политика должна обеспечивать догон, в котором главным компонентом будет подражания.

Национальная экономика, несмотря на большой потенциал к развитию, уже много лет находится под бременем монополизированных рынков и чрезвычайно законсервированных. Забюрократизированных и коррупционно направленных государственных институтов.

Существенное отличие страны от более экономически развитых стран проявляется в нисходящей участия предпринимательского сектора в финансировании и осуществлении научных исследований и разработок. Существующие инструменты поддержки исследований и разработок (частные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые центры) не оснащены должным образом, персонал не получает соответствующую подготовку, и что самое важное, финансовые ресурсы крайне ограничены. Государство хоть играет важную роль в финансировании НИОКР, но основная часть государственных средств расходуется на поддержание государственных академий наук как институтов, а не их изобретений или разработок. Роль бизнес сектора имеет тенденцию к ослаблению как с позиций финансирования, исполнения, так и заказов на выполнение НИОКР. Независимо будь то период экономического кризиса или подъема. Высшее образование и некоммерческий частный сектор не играют значительной роли в финансировании НИОКР (их доля незначительно менялась, с тенденцией к уменьшению).

К основным причинам таких негативных тенденций, по нашему мнению относятся:

1) отсутствие структурных реформ в развитии экономики;

2) доминирование в структуре промышленности горнодобывающего, металлургического и энергетического секторов для, которых не характерна активная инновационная деятельность, ведь их технологии сравнительно стабильные. Продукция имеет узкий ассортимент одновременно весомое лоббирование их интересов во всех ветвях власти позволяет получать существенные льготы, государственное финансирование и получать прибыль;

Читайте также  Избирательные технологии как инструмент политической власти

3) развитие национальной экономики в направлении монополистически-олигархической модели, по которой подавляющее большинство предприятий не испытывает потребности в собственной научно-технической деятельности и инновациях, сосредотачиваются на адаптации импортных второстепенных технологий и ноу-хау, а разработка новых продуктов, технологических и управленческих процессов не является приоритетом их конкурентной стратегии;

4) быстрая монополизация экономики в целом сужает конкурентную среду и заставляет искать конкурентные преимущества для предприятий в сфере политики, среди органов власти, усилении государственного регулирования отдельных видов деятельности, ограничений по внешних инвесторов.

Именно поэтому, отечественные инновационные перспективы больше зависят от качества проведенных структурных и институциональных реформ, чем от темпов роста иностранных инвестиций или мировой экономики

Структурные реформы должны обеспечить деолигархизацию и демонополизации национальной экономики, что приведет к новой промышленной, а как следствие и инновационной политики где приоритетом должно стать малое и среднее предпринимательство (МСП).

Формирование инновационной инфраструктуры в условиях европейского вектора развития национальной экономики наслоений. Более конкурентные рынки и более эффективную мотивацию к успеху. Которая имеет персональная выгоды. В то же время, как малые, так и крупные предприятия осуществлять значительные инновации. Являются критически важными для успеха современной экономики.

Институциональные реформы и децентрализация власти должны обеспечить предпосылки формирования новых краевых (областные, районные) механизмов стимулирования инновационных предприятий. Являющихся неотъемлемой частью современной инновационной политики государств-членов ЕС.

Стимулирование и поддержка инновационной деятельности предприятий, особенно МСП на областном уровне должно быть диверсифицированным и предоставляться на многих управленческих уровнях:

— в крупных городах; административно-территориальных центрах;
— в сетях краевых уполномоченных учреждений, органов или технологических центров или субъектах инновационной инфраструктуры.

В то же время, инновационная поддержка должна быть вертикально и горизонтально интегрированная с программами и структурами национального уровня, сетью трансграничного сотрудничества и на уровне партнерства с ЕС.

Учитывая, на инновационные трансформации стран-членов ЕС, в стране крайне назрела необходимость в новой парадигме инновационной политики. Более широких ориентирах и интеллектуализации услуг субъектов инновационной инфраструктуры в их краевом контексте.

Читайте также  Программно-целевой метод и анализ эффективности ее выполнение

Краевые различия в инновационном потенциале требуют применения интерактивных инструментов инновационной политики, которые должны разрабатываться специально для отдельных областей и районов

При формировании новой краевой инновационной инфраструктуры за основу стоит взять концепцию «инновационного треугольника». Которая означает, что быстрое и успешное внедрение прорывных инноваций требует сотрудничества трех различных субъектов: потребитель, разработчик и изобретатель. Именно поэтому, на краевом уровне (областей, районов) должен состояться качественный переход от формирования инновационной политики исключительно органами исполнительной власти к ее формированию на основе соучастия участников инновационного процесса.

detsentralizatsii-i-intellektualizatsii-02

На сегодняшний день существует только один инструмент инновационной политики на областном уровне — это областные программы инновационного развития.

Оперативный менеджмент областных инновационных программ осуществляют:

1) на первом уровне — областные государственные администрации или местные органы исполнительной власти, но иногда по инициативе органов местного самоуправления. Для подготовки проекта программы возможно создание рабочих групп из представителей бизнеса, науки, общественных организаций и политических партий;

2) на втором уровне — органы управления региональными инновационными программами могут выступать Координационные советы по вопросам регионального развития научно-технической и инновационной деятельности. В случае отсутствия таких советов — областные государственные администрации;

3) на третьем уровне — координацию региональной и национальной политики осуществляют областные государственные администрации и исполнительные органы местного самоуправления и в сфере инновационной деятельности имеют право привлекать предприятия, институты и организации, расположенные на подчиненной им территории, с их согласия. К решению проблем регионального инновационного развития, оказывать финансовую поддержку инновационным проектам и программам за счет средств местных бюджетов.

Исходя из вышеизложенного, в краевой компетенции в осуществлении инновационной политики должна принадлежать формирования нижних и средних уровней образования. Содействие созданию инновационной инфраструктуры — бизнес инкубаторов, инновационных центров, научных центров, технологических парков, центров трансфера технологий, политика создания кластеров. Децентрализация подразумевает институциональные изменения в по крайней мере двух направлениях: с одной стороны, это передача полномочий от национального на краевой и / или местный уровень. А с другой стороны — делегирование определенных задач (разработка проектов краевых программ инновационного развития) посредническим организациям инновационной инфраструктуры, как правило, общественными или частными.

Похожее ...