Близость организаций при создании инноваций

Близость организаций при создании инноваций

Близость организаций при создании инноваций

Близость организаций при создании инноваций

Одним из направлений исследований в менеджменте является близость организаций, которая рассматривается как средство реализации процессов создания и распространения знаний и инноваций. Трактована как сходство физического пространства, психологических и социальных отношений, совместных культурных ценностей или сходство институциональных условий деятельности, близость организаций все чаще используется исследователями при оптимизации и координации цепи стоимости инноваций и инновационных сетей. Близость организаций рассматривается как важный признак, которая объясняет инновационность и получения знаний, имеет особое значение в функционировании цепей стоимости инноваций и инновационных сетей.

В конкурентной политике эпохи глобализации четко прослеживается взаимодействие между контрагентами рынка для достижения различных видов экономической эффективности: аллокативной эффективности (эффективности распределения ресурсов между альтернативными вариантами их использования), производственной эффективности (оптимизацией размера завода и фирмы), динамической эффективности (эффективностью отрасли как структуры, развивается; внедрение инноваций, минимизируют расходы, развитие стимулов к инвестированию). Оценка близости организаций позволяет объяснить такие важные процессы, как создание конкурентного преимущества, повышение производительности и эффективности, стратегический выбор участников цепи стоимости.

В инновационной деятельности можно выделить три доминирующие направления исследований по таким составляющим близости, как географический, когнитивный и организационный. Географическая близость может быть идентифицирована в двоякий способ. Во-первых, она трактуется как физическое расстояние и может измеряться расстоянием, временем или стоимостью преодоление расстояния [Torre, Rallet, 2005]. Во-вторых, географическая близость может измеряться количеством и частотой непосредственных личных контактов [Lagendijk, Lorenson, 2007].

Очевидно, что близкое расстояние между партнерами в инновационной деятельности может способствовать активизации совместных проектов и успешности коммуне ковки работников компаний

В то же время, результаты зарубежных ученых [Torre, Rallet, 2005; George, Zaheer, 2006; Dankbaar, 2007] свидетельствуют о том, что географическая близость не всегда коррелирует с притоком и распространением знаний. Пространственная близость может стимулировать эти потоки [Boschma, Wal, 2007], но не является необходимым условием их существования [Gallie, 2000]. Как отмечает М. Портер, одна только присутствие в каком-то месте предприятий, поставщиков и институтов создает потенциал для получения экономических выгод. Но еще не гарантирует реализации этого потенциала. Обеспечение конкурентных преимуществ компаний требует свободного потока информации, развития обмена и заключения сделок. Что приводит к созданию добавленной стоимости, готовности объединить программы и работу в различных организациях, а также сильной мотивации к совершенствованию.

Читайте также  Технологии манипулирования в политической рекламе

Второе направление исследований направлен на когнитивную (знаниевую) близость. Сходство базы знаний, патентов и прикладных технологий рассматривается как определяющий фактор ускорения процессов генерации знаний и коммерциализации инноваций [Boschma, Wal, 2007; Broekel, Boschma 2009]. Реализация процессов совместного обучения является эффективной, поскольку субъекты, которые являются близкими в когнитивном смысле, достигают взаимопонимания (или открытия) одного и того же явления или процесса [Lorentzen, 2007]. Общие интересы помогают снизить угрозу возникновения оппортунистического поведения и сосредоточить внимание на сочетании дополнительных ресурсов и технологий для ликвидации пробелов в информации и дефиците знаний.

Чрезвычайно важным для взаимодействия процессов, направленных на создание и усвоения знаний, является организационная близость [Torre, Gilly, 2000; Heanue, Jacobson, 2002; Sorenson, 2004; Dankbaar, 2007]. Ведь субъекты, близкие в организационном плане, подобным образом используют организационные процедуры. Создающие стимулы для обмена знаниями [Broekel, Boschma, 2009], средства знания и компетентность, и относятся к той же структуры взаимоотношений [Torre, Gilly, 2000].

Читайте также  Внедрение активных методов обучения при преподавании курса «микроэкономика»

Говоря об оптимальности близости организаций, исследуют два направления: ее уровень и структуру

Правильная структура должна учитывать близость взаимодействия и связи между затратами на обеспечение близости и эффектом, который организации планируют получить в результате сотрудничества. Уровень близости организаций характеризуется соответствующим балансом между недостаточностью сходства атрибутов компаний и ее полнотой. Высокий уровень близости позволяет получить ряд положительных результатов. Но с другой стороны, слишком высокий ее уровень может быть вредным для операционного менеджмента и иметь контрпродуктивный эффект. При этом наблюдается так называемый парадокс близости, который отражает параболический характер отношений между близостью и преимуществами ее достижения, участок имеет форму перевернутой буквы «U» [Broekel, Boschma 2009].

Слишком близкие межорганизационные отношения могут привести к инерции, потери гибкости, бюрократии, неэффективности экономики и, главное, ограничение доступа к инновациям и новым знаниям за пределами цепи стоимости. Поэтому важно достичь золотой середины, сущность которой заключается в налаживании такого цепи. Чтобы не терять характера отношений между партнерами [Boschma, 2005]. Вольность связи будет способствовать поглощению знаний и увеличению пропускной способности цепи для быстрой его реконфигурации.

Похожее ...