Реорганизации учетной службы предприятий

Реорганизации учетной службы предприятий

Реорганизации учетной службы предприятий

Реорганизации учетной службы предприятий

В статье рассматриваются вопросы реорганизации учетной службы предприятий, имеющих территориально обособленные подразделения. Авторами предложены пути повышения эффективности деятельности учетной службы названных предприятий. В результате исследования поставленных задач получены научные и практические разработки, которые могут быть использованы с целью перестройки организационной структуры учетной службы.

Мировой экономический кризис и его последствия свидетельствуют о том, что в стране, как и во всем мире, наблюдается изменение роли учетной службы на предприятии. Ранее среди основных функций учетной службы имело место простое предоставление информации для дальнейшего анализа и принятия решений другими отделами предприятия. В современных условиях бизнес выдвигает требования о дополнении этой информации необходимой аналитикой и об участии работников учета в проектировании управленческих решений.

Учитывая важную роль учетной службы в управлении современным предприятием, очевидным становится то, что требования бизнеса усложняются, возрастают требования к скорости предоставления информации, а для подготовки необходимых аналитических сведений следует все чаще использовать экономическую информацию предприятия.

Поэтому, с целью эффективного выполнения задач бизнеса возникает необходимость реформирования учетной службы, в частности ее организационной структуры. Особенно важной эта проблема является для предприятий, в состав которых входят обособленные подразделения.

В историческом аспекте возникновения финансового учета тесно связано с необходимостью владельца понимать, каким имуществом и капиталом он владеет

В дальнейшем среди учетных функций стали различать расчет и учет налогов, а также контролирующую функцию. В связи с формированием и возникновением стандартов учета учетная служба стала рассматриваться как сервисное подразделение, который предоставляет информацию для принятия управленческих решений. В современных условиях учетная служба чаще всего используется в качестве советника при принятии бизнес-решений.

Таким образом, учетная служба приобретает статус неотъемлемой составляющей бизнеса. А информационный обмен между учетными работниками и работниками других служб предприятия становится непрерывным. Так, например, во время предоставления ответа на вопрос о величине операционной прибыли актуально сравнить ее с плановым показателем и при выявлении отклонений важно предоставить перечень рекомендаций, связанных с исправлением показателя.

Приведенный пример трансформации роли учетной службы территориально разветвленных предприятий требует также проведения изменений функций работников учета, большая часть которых выполняет обязанности в пределах учетной звена. Такое положение требует соответствующей перестройки организационной структуры учетной службы и учетных процессов, особенно на предприятиях, в состав которых входят обособленные подразделения.

В значительной степени организационная структура учетной службы зависит от масштабов предприятия, отрасли деятельности, специфики бизнес-процессов, наличия необходимых видов контроля, автоматизации, корпоративной культуры, прочее

Однако, в данной статье мы на ставим целью анализ влияния указанных факторов на организационную структуру облаков службы. Авторы сосредотачиваются на исследовании путей повышения эффективности деятельности учетной службы с помощью организационных механизмов.

Так, действующий в современных условиях подход, связанный с распределением и закреплением за работниками бухгалтерии четко определенных участков работы положительно характеризует организацию работы учетной службы. Однако, в результате такого распределения наблюдается тенденция к образованию мелких элементов организации учетной службы главного предприятия и его подразделений. Каждый из которых несет ответственность за свой участок работы.

Такой подход обусловливает возникновение разносторонних видений и трактовок событий бизнеса работниками различных звеньев, влияет на скорость принятия решений. Так, работники учета обладают и прорабатывают ограниченную информацию, не позволяет им осознавать и понимать связь между различными событиями. Наряду с этим, характеристика хозяйственных операций и их интерпретация может существенно отличаться при получении их от работников различных звеньев учетной и других служб предприятия.

Читайте также  Критерии оценки платежеспособности клиентов банков

Становится очевидно, что подобные ситуации не повышают эффективность принятия бизнес-решений на отдельных уровнях управления и для предприятия в целом.

На наш взгляд, на этом этапе единственным практическим решением перечисленных проблем является унификация методологии и источников учетной информации

Однако, решение только методологических проблем учета, как правило, не позволяет управленцам получить максимально достоверную информацию.

Практика показывает, что работники различных звеньев используют и доверяют только своим источникам информации. Такие источники во многих случаях дублируют данные учета, которые существуют в других звеньях (секторах) предприятия. В связи с этим, наряду с совершенствованием методологических вопросов заслуживает внимания введение единой интегрированной системы. Которая бы позволила оптимизировать на уровне предприятия информацию. Полученную из различных звеньев учетной службы главного предприятия и его подразделений.

Также важно, чтобы обсуждение проблемных вопросов и принятия управленческих решений базировалось лишь на единой системной информации.

Следующая проблема традиционной организации учетной службы предприятия заключается в том, что небольшая учетная звено (сектор) не удовлетворяет бизнес учитывая предоставление разноплановой аналитической информации. Например, с целью прогнозирования себестоимости на следующий отчетный период необходимо собрать информацию из многих звеньев, секторов, отделов, указывает на наличие организационных барьеров и влияет на скорость получения информации.

В свою очередь, традиционное разграничение учетных и других работ на предприятии имеет тесную связь с потребностью четкого распределения обязанностей и ответственности. Однако, такой подход создает лишние сферы ответственности и строит организационные препятствия для получения информации.

Поэтому, по нашему мнению, требуют детального просмотра рабочие функции работников учета, а именно, предоставление возможностей и прав осуществлять аналитические процедуры

Работники бухгалтерии традиционно занимались анализом хозяйственной деятельности предприятия. Такое положение был оправдан тем, что максимально эффективные и профессиональные расчеты могут осуществлять работники. А также получающие, регистрируют, систематизируют и обобщают информацию о хозяйственных процессах. Таким образом формируется полное и детальное представление об объекте и источники анализа.

С развитием рыночного механизма и бизнеса территориально разветвленные предприятия начали создавать финансово-экономические департаменты. В составе которых, кроме бухгалтерской службы, создавались отдельные сектора, отделы. Которые начали осуществлять анализ, бюджетирование, прогнозирование и вести управленческий учет.

Вследствие такого разделения произошло рассеивания учетных функций между работниками других служб финансово-экономического департамента.

Следует отметить, что основной задачей владельца в условиях финансового кризиса является оптимизация расходов, в частности, на оплату труда административного персонала. Поэтому, для профессионального и этического решения вопроса сокращения расходов на оплату труда этой категории работников, мы предлагаем вернуть аналитическую и другие родственные работы работникам учетной службы. Также следует заметить, что для эффективной организации работы учетной службы нужно внедрять специализацию работ за процессами, а не по отдельным функциям.

Залогом успешного осуществления учетно аналитических процедур с недавних пор автоматизация учетных процессов на базе программного обеспечения 1С: Бухгалтерия 8. Которое уже используется многими крупными бизнес-структурами. Именно указанный программный продукт предоставляет широкие возможности для решения вопросов бизнеса. И позволяет создавать готовые аналитические таблицы со значительным спектром необходимых показателей.

Читайте также  Регулирование ликвидности банковской системы: опыт ЕЦБ

Охарактеризована нами предложение по оптимизации организационной структуры, повышение эффективности работы учетной службы крупных предприятий и их обособленных подразделений поможет наладить скорость получения информации, необходимой для управления.

Следующим проблемным вопросам организации учетной службы предприятий и их структурных подразделений является устаревший подход, связанный с обработкой информации. Напомним, что в современных условиях для сбора и регистрации учетной информации большинство предприятий используют модель централизованной бухгалтерии. Содержание этой модели заключается в том, что работниками учета низовых звеньев — обособленных подразделений, происходит создание. Сбор учетной информации и регистрация базы данных с помощью программного обеспечения.

В соответствии с требованиями действующего законодательства и с целью подтверждения законности хозяйственных операций, бумажные носители должны направляться в централизованную бухгалтерию головного предприятия. Которое осуществляет систематизацию, сведение информации и формирует отчетность.

Следует отметить, что учетная работа на этапе взаимосвязи обособленных подразделений и головного предприятия является одной из основных в процессе бизнес-партнерства и требует, на наш взгляд, срочных изменений.

Речь идет о культуре предоставления первичной учетной информации

Как показывает практика, на многих предприятиях с указанной структурой баланс между точностью, контролем, эффективностью и своевременностью предоставления информации смещается в сторону точности и правильности. А скорость и своевременность ее предоставления занимает второстепенное место.

Такой подход, прежде всего, влияет на нарушение сроков представления срочной статистической и налоговой отчетности. А также формирование финансовой отчетности. Наряду с этим, наблюдается неравномерность загрузки работой учетных работников головного предприятия, определенным образом влияет на качество сводной информации и ее доступность в установленные сроки.

Поэтому, одним из дополнительных путей повышения эффективности работы учетной службы является выделение неосновных ее элементов (ведение учета обособленными подразделениями) в аутсорсинг. Так, если раньше аутсорсинг в основном использовали другие службы предприятия (логистика, поставки). То на современном этапе многие западные компании полностью или частично переводят работу учетных служб в аутсорсинг.

Следует отметить, что во время непосредственного и прямого сравнения расходы на аутсорсинг превышать обычные расходы предприятия по ведению учета обособленными подразделениями.

Однако, при использовании аутсорсинга существует также и скрытая экономия:

— Фирма, осуществляющая аутсорсинг, берет на себя все риски возникновения возможных ошибок, общается с представителями контролирующих органов по местам нахождения обособленных подразделений;
— Уменьшаются административные расходы, связанные с контролем и управлением отдельными функциями;
— Экономия платы за аренду офиса, компьютерной техники и накладных расходов, которые рассчитываются, исходя из количества сотрудников.

Опыт работы показывает, что применение аутсорсинга территориально разветвленными компаниями дает возможность существенно повысить эффективность учетных процессов.

Следует отметить, что организационная структура учетной службы крупных предприятий и их структурных подразделений должна быть максимально упрощенной и наряду с этим не должна исключать специализацию работ.

Указанный подход дает основания для эффективного общения всех служб предприятия. Оперативного получения информации и использования ее в бизнесе.

В современных условиях развития экономических процессов требуют совершенствования вопросы управленческого учета на крупных предприятиях и их структурных подразделениях. Будут предметом наших дальнейших научных исследований.

Похожее ...