Стратегическое партнерство предприятий в условиях реформирования региональной экономики

strategicheskoe-partnerstvo-predpriyatiy-v-usloviyah-reformirovaniya-regionalnoy-ekonomiki

Стратегическое партнерство предприятий в условиях реформирования региональной экономики

Стратегическое партнерство предприятий в условиях реформирования региональной экономики

Современная экономика ведущих стран мира переживает переходный период развития, когда начальный импульс научно-технических открытий XIX века исчерпал себя и дальнейшее развитие возможно только за счет совершенствования уже существующего (замена менее эффективных устройств более эффективными), или же за счет создания новых потребностей, возникающих на пересечении наук или в новых науках (исследование космического пространства, нанотехнологии, биоинженерия и т. п.). Для успешного противодействия рыночным вызовам современные предприятия должны иметь значительные ресурсы. Поэтому достаточно распространенным явлением в экономике стала координация деятельности субъектов хозяйствования и объединения предприятий, имеющих общие интересы на том или ином рынке.

Объединение предприятий с целью совместной координации деятельности становится одним из вариантов повышения их конкурентоспособности и продления жизни на рынке. Объединяют усилия конкуренты производители, поставщики сырья, посредники и тому подобное. Преимущества объединений предприятий очевидны: доступ к новым ресурсам (трудовых, рыночных, технологических, финансовых и др.); благоприятные возможности для концентрации на инновационной деятельности; новые возможности использования наиболее сильных брендов, имеющиеся у предприятий-партнеров и т. д.

Понятно для таких предприятий существуют определенные риски и угрозы:

— риски утечки конфиденциальной информации (патентов, лицензий, научно-технических разработок);
— сложности в управлении объединением, которые возникают при разногласиях руководства по долгосрочному развитию предприятий;
— противодействие антимонопольных организаций и учреждений.

Недостатком современных альянсов является то, что, несмотря на свое разнообразие, подавляющее их большинство создается или в условиях кризиса. Когда предприятия стоят перед выбором закрытия или слияния, или когда рынок, на котором работают предприятия динамично развивается и объединение позволяет значительно увеличить доходы. То есть очевидным является тот факт, что менеджмент таких предприятий руководствуется краткосрочными потребностями (быстрое сокращение расходов или увеличения доходов). А потому значительное количество таких объединений все же разрушается.

Читайте также  Налоговое стимулирование развития экологически направленных видов деятельности

Преимущества объединений предприятий не ограничиваются повышением конкурентоспособности

Скоординированная деятельность комплекса предприятий позволяет разрабатывать сбалансированный долговременный план действий и обеспечить необходимым рынком сбыта, а значит и работой на длительное время. Рыночная экономика априори лишена подлинного стратегического планирования (на 5, 15 или до 50 лет) поэтому время от времени страдает от кризиса перепроизводства, когда произведенная продукция не находит своего потребителя. Это объясняется тем, что потребности рынка не является величиной постоянной.

На самом деле любой рынок переживает собственный жизненный цикл, и когда достигает своего насыщения резко уменьшает потребность в производимой продукции. Не каждый предприятие отслеживает эти изменения на рынке. Планы производства, обычно строятся на прогнозах, выходящие из предыдущих объемов производства, вкладываются значительные средства в расширение производства и некоторые производители банкротятся фактически за один цикл производства (особенно это касается технически сложной промышленной продукции).

Главная потенциальное преимущество (скоординированность действий) позволяет достичь эффекта синергии, и реализовать скрытые резервы. Именно на базе налаживание партнерских отношений, создание объединений предприятий мы видим возможность строительства нового экономического строя, который бы обеспечивал устойчивое развитие экономики. В основе такого устройства должны быть долгосрочные объединения предприятий — стратегические партнерства.

В условиях формирования региональных комплексов на базе стратегических партнерств является актуальным. Поскольку таким образом решаются проблемы неравномерного развития отдельных территорий и миграция населения из сел и небольших городов в столичные города, где сегодня лучшие условия для работы. Главное отличие так называемых стратегических партнерств от существующих объединений — предприятия координируют усилия не для нужд данного момента времени (достижение быстрой прибыли или уменьшение расходов во время кризиса). А ради достижения долгосрочной стабильности на рынке для получения прибыли, в создании условий для развития целого региона (предприятий, их инфраструктуры, конкретных населенных пунктов, зон отдыха и т. д.).

Читайте также  Развитие научно-технологического для науки и бизнеса

Условия обеспечения устойчивого и взаимно развития регионов:

— отказ от дальнейшего развития инфраструктуры экономики роста (экономики постоянного роста производства и потребления);
— проделанную должного внимания к потребностям региона, в котором расположены предприятия;
— разработка критериев минимально допустимых потребностей регионов, обеспечивающих основными средствами для проживания своих жителей (собственно перечень основных необходимых потребностей также следует установить, например это могут быть потребности в пище, жилье, на рабочем месте, одежды, медицинском обслуживании — все те потребности, которые возможно удовлетворять без дополнительного использования транспорта);
— определить условия взаимодействия как между предприятиями внутри региона, так и между регионами (обмен информацией, ресурсами, научно — техническими достижениями — все это должно способствовать дальнейшему прогрессу человечества даже без конкурентных условиях рыночной экономики).

Таким образом стратегические партнерства должны решать комплекс вопросов, в которые входят:

— неравномерность развития сельских и городских территорий;
— недостаточный учет потребностей общества в деятельности предприятий;
— упадок инфраструктуры регионов и внутренних связей;
— ослабление конкурентоспособности отечественных предприятий и др.

На сегодня ясно, что реальный строй экономических регионов в целом соответствовал административно-территориальному устройству в течение более 70 последних лет. Хотя за время независимости было осуществлено несколько неудачных попыток его искусственного изменения. Поэтому было бы гораздо целесообразнее выделить четыре уровня территорий (район, несколько районов в пределах области, несколько районов в различных областях, несколько областей) на основе их внутренних рыночных потребностей.

Похожее ...