Становление корпоративной культуры отечественных компаний

stanovlenie-korporativnoy-kulturyi-otechestvennyih-kompaniy

Становление корпоративной культуры отечественных компаний

Становление корпоративной культуры отечественных компаний

Корпоративная культура — это так называемый индикатор состояния предприятия, регулятор взаимоотношений между фирмами, работниками, клиентами и партнерами. Однако становление корпоративной культуры предприятия зависит и от факторов внешней среды — сложного комплекса взаимосвязанных между собой механизмов различной природы: исторических, экономических и социальных предпосылок, каждый из которых имеет специфический набор рычагов влияния на деятельность предприятия.

Учитывая это считаем целесообразным четко определить и исследовать факторы, которые положительно или отрицательно повлияли на формирование корпоративной культуры на отечественных предприятиях.

Первое условие становления корпоративной культуры связана с развитием корпоративного сектора. Процесс формирования корпоративных структур в отечественной экономике имеет достаточно противоречивый и непоследовательный характер.

Как показывают исследования отечественных авторов, формирование корпоративного сектора после провозглашения независимости происходило в трех направлениях:

— Приобретение опыта в процессе развития предпринимательской деятельности, берет начало с конца 80-х годов XX века;

— Разгосударствления и приватизации небольших государственных предприятий, который получил название «малой приватизации»;

— Путем корпоратизации, то есть приватизацией крупных государственных предприятий, на базе имущества которых создавались акционерные общества.

Читайте также  Современные тенденции функционирования рынка муниципальных облигаций

Согласно выводам ряда ученых, постприватизационная корпоративная практика выявила такие наиболее общие формы перераспределения собственности:

— скупка (агрессивное или «согласованное») пакетов акций на вторичном рынке;
— лоббирование конкретных соглашений с пакетами акций, находящихся в государственной собственности (процедуры остаточной приватизации, доверительное управление);
— добровольное или административно-принудительное «втягивания» акционированных предприятий в холдинги и промышленно-финансовых групп.

Следующим условием становления корпоративной культуры являются особенности формирования экономической культуры.

Феномен постсоветской экономической культуры невозможно уложить в общепринятые типологизации и классификации, она характеризуется сочетанием нескольких разнородных слоев, элементов, которые можно сгруппировать в следующие блоки:

— Фрагментарность, которая проявляется в сочетании особенностей проявления элементов традиционно советских и модернистских;

— Высокая степень гетерогенности экономической культуры — существование многих классовых, национальных, региональных, конфессиональных и других субкультур;

— Конфликтность — отсутствие базового консенсуса в обществе относительно экономических ценностей, высокая степень напряженности между социально-классовыми группировками;

— Амбивалентность, которая проявляется в одновременном поддержании различных экономических ценностей.

Читайте также  Механизм инновационного обеспечения экономическим развитием предприятия

Оживление процесса глобализации как фактор развития корпоративной культуры

Одной из определяющих признаков развития мировой экономики является глобализация, проявлениями которой является усиление роли транснациональных корпораций (ТНК) на формирование международных экономических отношений, движение капитала из одной страны в другую, передача технологий. ТНК вместе со своим капиталом приносят стране и свои подходы к управлению и принципами формирования корпоративной культуры. Однако при внедрении своих принципов корпоративного управления и корпоративной культуры менеджеры компании сталкиваются с рядом препятствий, что связано с неучетом ментальных особенностей народа.

Следующим фактором развития корпоративной культуры на отечественных предприятиях является развитие конкурентоспособности национальной экономики. Исследованы показатели, определяющие конкурентоспособность национальных предприятий в контексте формирования корпоративной культуры свидетельствуют о том, что на деятельность предприятий негативно влияют ряд факторов, в частности: нестабильность государственной политики, инфляция, коррупция, неразвитость компьютерных технологий и др.

Таким образом, при построении корпоративной культуры на предприятии целесообразно учета факторов внешней среды, влияющих и условия и особенности ее становления.

Похожее ...